В конце ХVIII – начале ХIХ века главенствующее положение в русской живописи занимает портрет. Фамильные портреты украшали парадные комнаты дворянских родовых усадеб. Они писались по заказу именитыми художниками и безвестными крепостными. Следуя европейской традиции, художники подчеркивали в своей модели черты общественной значимости, но своеобразие русской школы проявилось в интересе к личным качествам изображенного на портрете вне зависимости от его сословной принадлежности. Ярким примером этого являются хранящиеся в фондах музея живописные портреты крепостного Строгановых, уроженца Кудымкара, А.К.Кривощекова (1810-е – 1850-е) и миниатюры (силуэты на металле) знаменитого зодчего, архитектора А.Н.Воронихина (1759 (1760) – 1814); написанные неизвестными художниками портреты представителей династии Строгановых: «Портрет Софьи Владимировны Строгановой. (1774 – 1845)», «Портрет Павла Александровича Строганова. (1774 – 1817)», «Портрет Сергея Григорьевича Строганова (1794 – 1882)»; работы известных русских художников А.Г.Варнека (1782 – 1843), А.А.Киселева-Камского (1868 – 1941).
Ведущим жанром русской реалистической школы второй половины ХIХ века был бытовой. Объектом внимания явились народные типажи, сцены из российской жизни, пейзажные зарисовки (И.А.Пелевин «Нянька», А.Н.Степанов «Баба с девочкой и грибами», В.Е.Маковский «Пруд», Ю.Ю.Клевер «День», «Ночь»).
Работы этого периода поступили в музей в 1929 г. из Третьяковской галереи, из семьи архива Кривощековых, от сотрудника музея А.А.Крутецкого.