Творчество П.И. Субботина-Пермяка
Петр Иванович Субботин-Пермяк (6 декабря 1886 – 3 января 1923) родился в селе Кудымкорском Соликамского уезда Пермской губернии. Это первый профессиональный коми-пермяцкий художник-авангардист, профессор живописи, педагог, организатор художественно-промышленных мастерских в Пермской губернии, музея и театра в Кудымкаре. Своей деятельностью он внес огромный вклад в развитие культуры края, в творчестве активно использовал национальные декоративные мотивы. Псевдоним Пермяк, взятый в годы учебы, подчеркивал его принадлежность к коми-пермяцкому народу.
Художественное наследие П.И. Субботина-Пермяка – около 50 живописных полотен, 40 графических работ, более 30 театральных эскизов, более 50 эскизов праздничного оформления Москвы к первой годовщине Красной Армии – хранится в Коми-Пермяцком краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка, Пермской художественной галерее, в Московском художественном институте им. С.Г.Строганова (бывшее Императорское Строгановское художественно-промышленное училище), в частных коллекциях Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода. Большая его часть, а это более 100 живописных и графических произведений, является жемчужиной музейной коллекции нашего музея. Все полотна и графические листы поступили в музей от его жены и соратницы Субботиной (Волковой) Евстолии Ивановны в 1929 – 1945 годы.
Творчество художника можно условно разделить на два периода: до 1920 года – продолжение традиций классической и декоративной живописи, графики; 1920-1922 годы – воплощение идей русского художественного авангарда и футуризма, новых приемов и стилей в искусстве, разработанных самим художником.
В раннем творчестве преобладают пейзажные этюды («Уточки», 1906; «У мельницы в Кудымкаре», 1908; «Деревенская улица», 1909; «Этюд со стогом» 1911); портреты («Портрет Лени Субботина», 1911, «Автопортрет», после 1910 г.); карандашные наброски из быта коми-пермяков («Пермяки», 1913; Пермяцкие задворки», 1915); картины в народном жанре («Воронежская баба», 1911).
Насыщенным этапом в творчестве Субботина-Пермяка стала дружба с семьей сестры К. Станиславского, актрисой Зинаидой Соколовой, которая сыграла большую роль в его творческом становлении, пробудила в нем огромную любовь к театру. В ее имении в селе Никольском Воронежской губернии царила атмосфера творчества, взаимопонимания и счастливых открытий. В созданных здесь картинах «Веранда» (1912), «Дом в зелени» (1914) отражено состояние души художника, настроение светлой ликующей радости.
После 1915 года в творчестве П.И. Субботина-Пермяка появляются широкоформатные картины, посвященные семье: «Отдых над рекой. Чаепитие» (1916), «Красный праздник» (1917), «Отдых семьи» (1918). Работы этих лет декоративны и праздничны, в их сюжетах передано состояние ожидания радости и счастья. Состояние ясного душевного ликования мастер передает в симфонии красного цвета, цвета красоты и счастья.
В 1918 году в Москве Субботин-Пермяк участвует в выставке 36 художников, показывает 10 картин на уральские темы – пейзажи и сценки из коми- пермяцкого быта. Через год ему поручено праздничное оформление Москвы к первой годовщине Красной Армии. К этому его привлек поэт-футурист В. Каменский: «…Я выбрал Субботина-Пермяка…советского энтузиаста, мастера живописи ярких радостных красок и превосходного организатора… Эскизы получились сочными и точными… На огромных белых полотнах… могучие красноармейцы, шагающие по земному шару с винтовками в руках, знаменитые тачанки, всадники-трубачи на белых конях, рабочий с молотком, ткачиха, сидящая за станком…солдаты, идущие с красными знаменами прямо на зрителя…». Все композиции лаконичны, монументальны. Преобладает красный цвет – цвет революции, символ борьбы и победы. Эти работы высоко оценили участники демонстрации.
Произведения второго периода деятельности 1920-1922гг. следует рассматривать в неразрывной связи с его теоретическими трудами «Кухня живописного мастерства», «Приемы и системы нового искусства» (легла в основу программы преподавания теории и практики живописи), «Материальная культура живописи» и др. Субботин-Пермяк вводит новые принципы в живописи «нового искусства»: структура, фактура, динамизм, экономизм, централизация. Большое внимание он уделяет цвету. «…Цвет краски имеет звук, цвет краски имеет свойство создавать свет … Пусть будет цвет ярким, кричащим, вполне насыщенным…». Субботин-Пермяк предлагает разбить полотно интуитивными линиями. С одной стороны, эти линии «разбивают полотно», с другой стороны – «соединяют полотно с фоном». Это позволяет выявить «динамическое состояние», «жизнь предметов».
Мастер находит теоретическое обоснование «динамики предметов», он считает, что предметы в реальном мире никогда не находятся в покое, а задача живописца – передать это состояние в меняющемся мире. Для Субботина-Пермяка это не только литературно-художественная идея, но и система жизненных ценностей, основа поведения. Воплощение «живописного динамизма» раскрыто в полотнах: «Завод (Депо)» (1920), «Город» (1920), «В поле» (1921) «Рабочий (Сила)» (1921), «Натюрморт с музыкальными инструментами» (1921), «Натюрморт с пирожком» (1921) и в других. Картина «Натюрморт с художественными принадлежностями» (1921) – своеобразное завещание живописца.
Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка хранит память о своем выдающемся земляке. Особенная, вдохновляющая атмосфера царит в доме-музее художника, открытом в 1981 году. Последнее десятилетие отмечено крупными проектами, связанными с жизнью и творчеством достойного сына земли коми-пермяцкой. Произведения Субботина-Пермяка с неизменным успехом экспонировались в Кудымкаре, Перми, Москве и Санкт-Петербурге. Следуя пожеланиям любителей живописи, музей открыл художественную экспозицию «Субботин-Пермяк: искусство дает бодрость и радость». Спектакль «Я не устану быть живым», поставленный в содружестве с Коми-Пермяцким драматическим театром им. М. Горького, вызывает у зрителей сильные, яркие эмоции. На территории музея П.И. Субботину-Пермяку установлен памятник.